19 января 2011 г. В Астане состоялось расширенное заседание Коллегии
Министерства образования и науки РК по итогам 2010 года и задачах на
2011 год с участием Премьер-Министра Республики Казахстан Карима
Масимова.
В высшем образовании прорывом стало создание Назарбаев Университета.
Казахстан присоединился к Болонскому процессу.
Госзаказ вырос до 35 425 грантов, акимами областей выделено 368 грантов, ректорами вузов – 2700 грантов.
В ведущих вузах открыты международные центры, которые будут выпускать специалистов для индустриально-инновационного развития.
Растет гражданская активность молодежи.
Количество молодежных организаций за год увеличилось на 23, ресурсных
центров (социальных служб) – на 5 единиц, реализовано 34 социально
значимых проекта.
Принципиальной в сфере науки стала разработка законопроекта «О науке», реализующего новую модель управления, выдвинутую Главой государства.
Законопроект принят Мажилисом Парламента.
Запущен совместный с Всемирным банком проект «Коммерциализация технологий».
Нашими учеными получено 1168 охранных документов, зарубежная цитируемость и публикации работ выросли в 3 раза.
_______
Уважаемые коллеги!
В год 20-летия Республики Казахстан мы вступаем с новой
Государственной программой развития образования на 2011-2020 годы, а
также новым законодательством в сфере науки.
Это мощные инструменты не только развития отрасли, но и прорыва в новое качество человеческого потенциала.
Надо сказать огромное спасибо Главе государства за эти документы, в которые включены все необходимые механизмы.
В них вводится целый ряд кардинально новых положений и подходов, думаю, вы с ними хорошо знакомы.
Поэтому остановлюсь только на самых принципиальных, определяющих базовые задачи Министерства на предстоящий год и на перспективу.
Надо четко понять, на каких точках мы должны концентрировать свои силы сегодня и в будущем.
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что наше министерство – это научно-методический и координационный центр развития всей системы образования и науки.
Мы полномочны разрабатывать и принимать документы, регулирующие эту
систему на всех уровнях, и, прежде всего, в содержании образования – это главная наша задача.
В ее решении мы должны опираться на взаимодействие с Администрацией
Президента РК, Парламентом, министерствами и ведомствами, местными
исполнительными органами, работодателями и обществом.
Значительная часть поставленных задач носит общесистемный характер, относится ко всем уровням подготовки кадров.
Первая из них – повышение статуса педагога.
Думаю, все согласятся, что высокий профессионализм учительства – это основа основ качества подготовки кадров.
Особо отмечу, что на таком уровне в новой Госпрограмме задача
ставится впервые в нашей истории, и в ее решении нам предстоит
продвигаться по трем основным путям.
Первый путь – повышение квалификации педагогов.
Для этого предстоит ввести принципиально новую ваучерно-модульную систему финансирования.
Она позволит каждому педагогу выбирать организацию для переподготовки – вплоть до зарубежных центров.
А значит, создаст конкурентную среду, в которой слабые организации не
продержатся, и это станет механизмом отбора и повышения качества
подготовки.
Поэтому уже сейчас надо думать, как усилить всю нашу сеть повышения квалификации – кадрами, материальной и методической базой.
Сюда же примыкают еще два механизма.
Это подушевое финансирование учащихся на всех уровнях, а также повышение квалификации руководящих работников как современных менеджеров образования.
Второй путь – материальное стимулирование.
Уже к 2015 году мы должны приблизить заработную плату педагогического корпуса к оплате труда в частном секторе.
Третий путь – проведение имиджевой работы для повышения авторитета педагога.
Сейчас педагогическая тематика часто обсуждается в СМИ, но идет в основном негативная информация – вы это видите.
Поэтому надо серьезно перестраиваться на формирование положительного
образа учителя – пропагандировать лучших, их достижения, распространять
опыт и т.д.
Это даст двойную или даже тройную отдачу.
В обществе будет формироваться уважение к учителю, у педагогов
появятся ориентиры, к которым можно и нужно тянуться в своем
профессионализме.
Профессия учителя станет привлекательной для молодежи.
Такая работа станет основой Концепции имиджевой политики
министерства, здесь надо будет задействовать все каналы – СМИ, конкурсы,
смотры и т.д., и обеспечить взаимодействие с местными органами и
обществом.
Вторая принципиально новая задача – электронное обучение – e-learning.
Его развитие – одна из ведущих мировых тенденций.
Оно на порядок поднимает доступность и качество обучения вне зависимости от места проживания, учебы или работы.
Для того, чтобы создать такую систему, нам с вами предстоит
сформировать совершенно новую правовую базу, методологию, кадровое и
техническое обеспечение, массированный цифровой контент.
Уже в этом году должен быть запущен пилотный проект на базе 44 организаций образования.
Теперь позвольте несколько слов по задачам развития отдельных уровней образования.
В дошкольном воспитании выделю две ключевые задачи.
Во-первых, добиться к 2020 году 100%-ного охвата детей – так задача у нас еще не ставилась даже в советское время.
Здесь предстоит большая работа и Министерства, и местных исполнительных органов.
Программа «Балапан» выполняется успешно, и надо обеспечить не только
ее полную реализацию к 2014 году, но и продолжение подобной программы до
2020 года.
Во-вторых, и это зависит, прежде всего, от министерства – придать новое качество методике и содержанию воспитательного процесса.
В среднем образовании базовой задачей является переход на 12-летнее обучение.
Здесь также два принципиальных момента.
Во-первых, переход от оценки знаний к концепции компетентности.
Во-вторых, создание профильной школы, что позволит учащимся полнее адаптироваться к будущей деятельности.
И то, и другое требует самой принципиальной научно-методической проработки.
В разные годы предлагались разные варианты перехода и структуры
12-летнего образования, под них разрабатывались учебники, УМК,
готовились кадры, проводились эксперименты.
Сейчас нам с вами нужно внимательно проанализировать эти материалы,
адаптировать, а кое-где и пересмотреть стандарты под утвержденную модель
12-летки.
Кроме того, необходимо совершенствовать ЕНТ.
Выдвигались предложения о его разделении на два этапа, но анализ
показал, что и в действующем формате ЕНТ играет положительную роль,
воспринимается обществом.
Поэтому на данном этапе его формат менять не будем.
Совсем другое дело – качество и содержание тестов – их надо серьезно
совершенствовать, переходить от оценки заученных знаний к индикаторам
способностей, умения мыслить.
А на уровне школ и местных исполнительных органов необходимо строго
обеспечить прозрачность и прохождение ЕНТ без каких-либо нарушений.
Следующая задача – развитие ТиПО на новых принципах, в числе которых можно назвать:
Во-первых, взаимодействие с работодателями.
Центр тяжести профтехобразования нужно переносить на производство – тем самым будет обеспечено и качество, и востребованность.
Во-вторых, эквивалентность содержания образования мировому
опыту – особенно в отраслях, где значителен импорт квалифицированных
специалистов среднего звена.
В-третьих, эффективный механизм взаимодействия с местными органами управления.
Здесь продвижение уже наметилось – в Атырауской, Акмолинской областях
приняты региональные программы подготовки кадров, в Карагандинской,
Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Павлодарской областях
созданы отделы ТиПО, однако это пока еще, скорее, исключение из правил.
Нужна очень серьезная координация со стороны МИО в вопросах
потребности в кадрах, формирования госзаказа, укрепления
материально-технической базы, организации практики обучающихся,
стажировки преподавателей.
Особое внимание прошу обратить на развитие Межрегиональных центров – нужен четкий механизм их финансирования и управления с участием работодателей.
Они должны играть ключевую роль на всех стадиях – от разработки
стандартов до предоставления практической базы, сертификации и
трудоустройства выпускников.
Сейчас сертификацию проводит министерство – этот подход надо
расширить, передать важные функции работодателям, их ассоциациям, МИО.
В результате систему этих 4-х региональных центров мы должны сделать
такими же «точками качественного роста», как Назарбаев Университет и
Назарбаев Интеллектуальные школы.
Глава государства неоднократно давал такое поручение, подчеркивал обязательность участия работодателей.
В системе высшего образования принципиальной задачей является введение нового понятия – исследовательский университет.
Прорывом здесь стал Назарбаев Университет, созданный как тройной сплав обучения, науки и инноваций.
С его созданием уходит в прошлое изоляция науки от высшей школы, которая негативно повлияла на обе эти сферы.
Теперь предстоит очень большая работа по реальному наполнению данного
понятия – чтобы вузы, получившие такой статус, могли подхватывать опыт
Назарбаев Университета и выходить на мировой уровень науки и подготовки
специалистов.
Соответственно, будет введено новое ранжирование казахстанских вузов, и нам предстоит существенно пересмотреть требования к каждому уровню.
Это должно привести к оптимизации вузовской сети, укрупнению их потенциала, объективному «выдавливанию» из рынка неконкурентоспособных организаций.
В ходе моего недавнего доклада Главе государства Нурсултан Абишевич поддержал такой подход.
В данном же ракурсе надо совершенствовать и систему аккредитации, выводить ее на международный уровень.
Особое место в нашей работе будет занимать создание на базе вузов инновационных структур – бизнес-инновационного центра, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коммерциализации и других.
Мы должны иметь ясный механизм их финансирования, четкое распределение ролей государства, бизнеса и вузов.
Важным вопросом надо считать совершенствование образовательных программ, обеспечение их гибкости в соответствии с запросами личности и рынка труда.
По-видимому, нужна будет не такая жесткая, как сегодня, их регламентация стандартами образования, особенно в вариативной части.
В перспективе, по мере укрепления потенциала, содержание программ будет переводиться в компетенцию вуза, внедряться его автономия, и это зафиксировано в Государственной программе.
Особый вопрос – обеспеченность общежитиями.
Необходимо, чтобы каждый вуз направлял свои средства на решение этого
вопроса, а мы будем просить Правительство поддержать разработку
соответствующей программы.
В науке главным является полностью реализовать новую модель управления, заложенную в законопроекте.
И еще одна важная задача – выстроить механизмы практической
реализации разработок – здесь мы должны плотно взаимодействовать с
Министерством индустрии и новых технологий, акиматами, бизнесом.
Принятие Закона «О науке» требует разработки более 20 нормативных
актов – это надо делать уже сейчас, чтобы обеспечить механизмы реального
встраивания науки в экономику.
В молодежной политике не менее ответственные цели.
Воспитание молодежи предстоит вывести на новое качество, реализовать новые механизмы.
В сегодняшнем мире молодежь показывает определенное дистанцирование от политики, сильны деструктивные влияния.
В Казахстане же молодежь активна, встроена в политическую жизнь – это
хорошо показал этап подготовки референдума (сбор подписей).
Но пока еще есть тормозящие факторы – бытовая неустроенность, религиозные течения, и т.д.
Поэтому воспитательная работа должна быть наступательной, опережающей и системной.
И первые руководители организаций образования всех уровней должны понимать, что в этом – их главная ответственность. Источник: http://www.edu.gov.kz/
|