Учителю

Оқушыға/Ученику

Мой класс

ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ КЛАССА

Популярные материалы

Әрiптестердiң сайттары Сайты коллег

Главная » 2011 » Январь » 26 » Расширенное заседание Коллегии Министерства образования и науки РК
14:56
Расширенное заседание Коллегии Министерства образования и науки РК

19 января 2011 г. В Астане состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства образования и науки РК по итогам 2010 года и задачах на 2011 год с участием Премьер-Министра Республики Казахстан Карима Масимова.


В высшем образовании прорывом стало создание Назарбаев Университета.

Казахстан присоединился к Болонскому процессу.

Госзаказ вырос до 35 425 грантов, акимами областей выделено 368 грантов, ректорами вузов – 2700 грантов.

В ведущих вузах открыты международные центры, которые будут выпускать специалистов для индустриально-инновационного развития.

Растет гражданская активность молодежи.

Количество молодежных организаций за год увеличилось на 23, ресурсных центров (социальных служб) – на 5 единиц, реализовано 34 социально значимых проекта.

Принципиальной в сфере науки стала разработка законопроекта «О науке», реализующего новую модель управления, выдвинутую Главой государства.

Законопроект принят Мажилисом Парламента.

Запущен совместный с Всемирным банком проект «Коммерциализация технологий».

Нашими учеными получено 1168 охранных документов, зарубежная цитируемость и публикации работ выросли в 3 раза.

_______

Уважаемые коллеги!

В год 20-летия Республики Казахстан мы вступаем с новой Государственной программой развития образования на 2011-2020 годы, а также новым законодательством в сфере науки.

Это мощные инструменты не только развития отрасли, но и прорыва в новое качество человеческого потенциала.

Надо сказать огромное спасибо Главе государства за эти документы, в которые включены все необходимые механизмы.

В них вводится целый ряд кардинально новых положений и подходов, думаю, вы с ними хорошо знакомы.

Поэтому остановлюсь только на самых принципиальных, определяющих базовые задачи Министерства на предстоящий год и на перспективу.

Надо четко понять, на каких точках мы должны концентрировать свои силы сегодня и в будущем.

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что наше министерство – это научно-методический и координационный центр развития всей системы образования и науки.

Мы полномочны разрабатывать и принимать документы, регулирующие эту систему на всех уровнях, и, прежде всего, в содержании образования – это главная наша задача.

В ее решении мы должны опираться на взаимодействие с Администрацией Президента РК, Парламентом, министерствами и ведомствами, местными исполнительными органами, работодателями и обществом.

Значительная часть поставленных задач носит общесистемный характер, относится ко всем уровням подготовки кадров.

Первая из них – повышение статуса педагога.

Думаю, все согласятся, что высокий профессионализм учительства – это основа основ качества подготовки кадров.

Особо отмечу, что на таком уровне в новой Госпрограмме задача ставится впервые в нашей истории, и в ее решении нам предстоит продвигаться по трем основным путям.

Первый путь – повышение квалификации педагогов.

Для этого предстоит ввести принципиально новую ваучерно-модульную систему финансирования.

Она позволит каждому педагогу выбирать организацию для переподготовки – вплоть до зарубежных центров.

А значит, создаст конкурентную среду, в которой слабые организации не продержатся, и это станет механизмом отбора и повышения качества подготовки.

Поэтому уже сейчас надо думать, как усилить всю нашу сеть повышения квалификации – кадрами, материальной и методической базой.

Сюда же примыкают еще два механизма.

Это подушевое финансирование учащихся на всех уровнях, а также повышение квалификации руководящих работников как современных менеджеров образования.

Второй путь – материальное стимулирование.

Уже к 2015 году мы должны приблизить заработную плату педагогического корпуса к оплате труда в частном секторе.

Третий путь – проведение имиджевой работы для повышения авторитета педагога.

Сейчас педагогическая тематика часто обсуждается в СМИ, но идет в основном негативная информация – вы это видите.

Поэтому надо серьезно перестраиваться на формирование положительного образа учителя – пропагандировать лучших, их достижения, распространять опыт и т.д.

Это даст двойную или даже тройную отдачу.

В обществе будет формироваться уважение к учителю, у педагогов появятся ориентиры, к которым можно и нужно тянуться в своем профессионализме.

Профессия учителя станет привлекательной для молодежи.

Такая работа станет основой Концепции имиджевой политики министерства, здесь надо будет задействовать все каналы – СМИ, конкурсы, смотры и т.д., и обеспечить взаимодействие с местными органами и обществом.

Вторая принципиально новая задача – электронное обучение – e-learning.

Его развитие – одна из ведущих мировых тенденций.

Оно на порядок поднимает доступность и качество обучения вне зависимости от места проживания, учебы или работы.

Для того, чтобы создать такую систему, нам с вами предстоит сформировать совершенно новую правовую базу, методологию, кадровое и техническое обеспечение, массированный цифровой контент.

Уже в этом году должен быть запущен пилотный проект на базе 44 организаций образования.

Теперь позвольте несколько слов по задачам развития отдельных уровней образования.

В дошкольном воспитании выделю две ключевые задачи.

Во-первых, добиться к 2020 году 100%-ного охвата детей – так задача у нас еще не ставилась даже в советское время.

Здесь предстоит большая работа и Министерства, и местных исполнительных органов.

Программа «Балапан» выполняется успешно, и надо обеспечить не только ее полную реализацию к 2014 году, но и продолжение подобной программы до 2020 года.

Во-вторых, и это зависит, прежде всего, от министерства – придать новое качество методике и содержанию воспитательного процесса.

В среднем образовании базовой задачей является переход на 12-летнее обучение.

Здесь также два принципиальных момента.

Во-первых, переход от оценки знаний к концепции компетентности.

Во-вторых, создание профильной школы, что позволит учащимся полнее адаптироваться к будущей деятельности.

И то, и другое требует самой принципиальной научно-методической проработки.

В разные годы предлагались разные варианты перехода и структуры 12-летнего образования, под них разрабатывались учебники, УМК, готовились кадры, проводились эксперименты.

Сейчас нам с вами нужно внимательно проанализировать эти материалы, адаптировать, а кое-где и пересмотреть стандарты под утвержденную модель 12-летки.

Кроме того, необходимо совершенствовать ЕНТ.

Выдвигались предложения о его разделении на два этапа, но анализ показал, что и в действующем формате ЕНТ играет положительную роль, воспринимается обществом.

Поэтому на данном этапе его формат менять не будем.

Совсем другое дело – качество и содержание тестов – их  надо серьезно совершенствовать, переходить от оценки заученных знаний к индикаторам способностей, умения мыслить.

А на уровне школ и местных исполнительных органов необходимо строго обеспечить прозрачность и прохождение ЕНТ без каких-либо нарушений.

Следующая задача – развитие ТиПО на новых принципах, в числе которых можно назвать:

Во-первых, взаимодействие с работодателями.

Центр тяжести профтехобразования нужно переносить на производство – тем самым будет обеспечено и качество, и востребованность.

Во-вторых, эквивалентность содержания образования мировому опыту – особенно в отраслях, где значителен импорт квалифицированных специалистов среднего звена.

В-третьих, эффективный механизм взаимодействия с местными органами управления.

Здесь продвижение уже наметилось – в Атырауской, Акмолинской областях приняты региональные программы подготовки кадров, в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Павлодарской областях созданы отделы ТиПО, однако это пока еще, скорее, исключение из правил.

Нужна очень серьезная координация со стороны МИО в вопросах потребности в кадрах, формирования госзаказа, укрепления материально-технической базы, организации практики обучающихся, стажировки преподавателей.

Особое внимание прошу обратить на развитие Межрегиональных центров – нужен четкий механизм их финансирования и управления с участием работодателей.

Они должны играть ключевую роль на всех стадиях – от разработки стандартов до предоставления практической базы, сертификации и трудоустройства выпускников.

Сейчас сертификацию проводит министерство – этот подход надо расширить, передать важные функции работодателям, их ассоциациям, МИО.

В результате систему этих 4-х региональных центров мы должны сделать такими же «точками качественного роста», как Назарбаев Университет и Назарбаев Интеллектуальные школы.

Глава государства неоднократно давал такое поручение, подчеркивал обязательность участия работодателей.

В системе высшего образования принципиальной задачей является введение нового понятия – исследовательский университет.

Прорывом здесь стал Назарбаев Университет, созданный как тройной сплав обучения, науки и инноваций.

С его созданием уходит в прошлое изоляция науки от высшей школы, которая негативно повлияла на обе эти сферы.

Теперь предстоит очень большая работа по реальному наполнению данного понятия – чтобы вузы, получившие такой статус, могли подхватывать опыт Назарбаев Университета и выходить на мировой уровень науки и подготовки специалистов.

Соответственно, будет введено новое ранжирование казахстанских вузов, и нам предстоит существенно пересмотреть требования к каждому уровню.

Это должно привести к оптимизации вузовской сети, укрупнению их потенциала, объективному «выдавливанию» из рынка неконкурентоспособных организаций.

В ходе моего недавнего доклада Главе государства Нурсултан Абишевич поддержал такой подход.

В данном же ракурсе надо совершенствовать и систему аккредитации, выводить ее на международный уровень.

Особое место в нашей работе будет занимать создание на базе вузов инновационных структур – бизнес-инновационного центра, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коммерциализации и других.

Мы должны иметь ясный механизм их финансирования, четкое распределение ролей государства, бизнеса и вузов.

Важным вопросом надо считать совершенствование образовательных программ, обеспечение их гибкости в соответствии с запросами личности и рынка труда.

По-видимому, нужна будет не такая жесткая, как сегодня, их регламентация стандартами образования, особенно в вариативной части.

В перспективе, по мере укрепления потенциала, содержание программ будет переводиться в компетенцию вуза, внедряться его автономия, и это зафиксировано в Государственной программе.

Особый вопрос – обеспеченность общежитиями.

Необходимо, чтобы каждый вуз направлял свои средства на решение этого вопроса, а мы будем просить Правительство поддержать разработку соответствующей программы.

В науке главным является полностью реализовать новую модель управления, заложенную в законопроекте.

И еще одна важная задача – выстроить механизмы практической реализации разработок – здесь мы должны плотно взаимодействовать с Министерством индустрии и новых технологий, акиматами, бизнесом.

Принятие Закона «О науке» требует разработки более 20 нормативных актов – это надо делать уже сейчас, чтобы обеспечить механизмы реального встраивания науки в экономику.

В молодежной политике не менее ответственные цели.

Воспитание молодежи предстоит вывести на новое качество, реализовать новые механизмы.

В сегодняшнем мире молодежь показывает определенное дистанцирование от политики, сильны деструктивные влияния.

В Казахстане же молодежь активна, встроена в политическую жизнь – это хорошо показал этап подготовки референдума (сбор подписей).

Но пока еще есть тормозящие факторы – бытовая неустроенность, религиозные течения, и т.д.

Поэтому воспитательная работа должна быть наступательной, опережающей и системной.

И первые руководители организаций образования всех уровней должны понимать, что в этом – их главная ответственность. 

Источник: http://www.edu.gov.kz/



Категория: Новости образования | Просмотров: 1265 | Добавил: Ludmila1811 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

А это смотрели?

Администрация


Админ сайта:
 Верховцева Людмила

СВЯЗЬ С АДМИНОМ
 


ГОСТЕВАЯ КНИГА


Понравился сайт?

***
Разместите ссылочку на сайт

***
Или кнопочку:

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Поиск

Сегодня сайт посетили: