Выступление министра образования и науки Республики Казахстан Б.Т.
Жумагулова по Посланию Президента страны Н.А.Назарбаева «Построим
будущее вместе» в ЕНУ им. Л. Гумилева
О задачах по реализации Послания Президента страны Н.А.Назарбаева народу
Казахстана и Государственной программы развития образования на 2011
-2020 годы
Мы с Вами всегда ждем ежегодное Послание Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана.
Но Послание, озвученное Главой государства января, превзошло все наши ожидания – и по достигнутым результатам, и по поставленным целям
Цифры говорят сами за себя.
Вот только некоторые из них.
ВВП на душу населения превысил 9 тысяч долларов.
Это 12-кратный рост по сравнению с 1994 годом, то есть за 17 лет.
Ни одна страна в мире такого темпа роста за первое 20-летие независимости не достигала.
Для сопоставления в Послании приведены данные: рост ВВП на душу
населения за 20 лет в Южной Корее -в 3 раза, Малайзии - в 2 раза, в
Сингапуре - в 4 раза, и т.д.
А у нас, повторюсь, в 12 раз!
Думаю, все согласятся, что это несомненный успех Казахстана и его Лидера Нации.
Вы знаете, что принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, в корне меняющая вектор экономического продвижения страны.
И менее чем за год введено в строй 152 новых предприятия.
Это начало серьезных структурных изменений, заложенных в Стратегическом плане развития страны до 2020 года.
За это время рост ВВП должен составить не менее 30%.
Инвестиции в несырьевые сектора экономики также увеличатся на 30%.
Очень важным показателем устойчивого развития является доля малого и среднего бизнеса в ВВП - она должна достичь 40%
Численность населения достигнет 18 млн. человек, 40% будут составлять квалифицированные специалисты.
Можно приводить и другие, не менее впечатляющие цифры.
Но главное – что все они детально просчитаны и обоснованы.
В этом характерная черта политики нашего Президента - все обещанное сбывается.
И как в каждом Послании, главным вектором является социальная направленность развития страны.
Глава государства еще раз подчеркнул, что главная цель - укрепить благосостояние народа.
Очень высокий приоритет придается образованию.
Вы знаете, что 7 декабря прошлого года Указом Главы государства утверждена Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы.
Она стала одной из четырех программ самого высокого уровня в стране.
Политическая оценка достигнутого уровня показывает, что этап структурных реформ завершается, все уровни и структура приведены в соответствие с Международной стандартной классификацией образования - МСКО,
Уже несколько лет расходы на образование составляют порядка 4% от ВВП (в 2010 году - 4,1%).
Теперь главная задача - наполнение образования новым качеством и содержанием.
Именно на это нас с вами ориентирует новая Государственная программа и цели, поставленные в Послании.
С этими документами вы знакомились, поэтому остановлюсь на самых принципиальных положениях и задачах.
И самое первое, что хочу подчеркнуть – повышение статуса педагога.
Этому вопросу отведен целый раздел программы. Вы прекрасно
знаете, что так задача ставится впервые в новой Госпрограмме.
Здесь нам предстоит задействовать несколько направлений.
Во-первых, резко повысить действенность системы повышения квалификации педагогов.
Кроме того, охватить переподготовкой не только самих педагогов, но и
руководителей организаций образования, обучать их образовательному
менеджменту.
Во-вторых, внедрить новые механизмы финансирования и материального стимулирования.
Чтобы приблизить зарплату педагогов к уровню оплаты в частном секторе, освоить ваучерно-модульное финансирование повышения квалификации, накопительную систему для уровней технического и высшего образования.
В-третьих, организовать серьезную имиджевую работу по повышению общественного статуса учителя.
Столь же существенным фактором повышения качества и доступности образования станет электронное обучение - е-learning.
Это самая бурно развивающаяся отрасль образования в мире.
К 2015 году Главой государства поставлена задача: охватить такой
формой обучения 50% организаций образования, а к 2020 году довести до
90% по всем уровням подготовки.
Это задача очень непростая.
Она требует совершенно новой методологии, технической и информационной базы, и мы обязаны с ней справиться.
Все перечисленные направления имеют общесистемный характер, затрагивают все уровни обучения.
Что касается особенностей каждого уровня, то здесь можно отметить следующее.
В дошкольном воспитании – две главные задачи.
Первая - резкое увеличение числа дошкольных организаций.
Президентом страны поставлена задача, какой еще не ставилось никогда,
в том числе при советской власти - к 2020 году выйти на 100% охват
детей дошкольного возраста.
Вторая задача - наполнить воспитательную работу новым содержанием.
Как вы понимаете, для этого предстоит пересматривать все программы и
методики, обеспечивать подготовку специалистов нового уровня.
В средней школе основной стержень - переход на 12-летнее обучение.
Здесь также две базовые задачи: - введение
профильной школы по двум направлениям:
общественно-гуманитарному и естественно-математическому;
- смена концепции обучения: переход от оценки знаний к компетентностному подходу.
Для этого потребуется серьезное строительство новых объектов образования.
В Послании намечены такие цифры: к 2015 году построить не менее 200
школ за счет республиканского бюджета и столько же за счет местных
бюджетов.
Также нужен полный пересмотр стандартов, содержания, программ обучения, всех учебных материалов.
Это работа очень большая и ответственная.
В техническом и профессиональном образовании системной проблемой является то, что специалисты мало конкурентоспособны, не отвечают требованиям работодателей.
Поэтому в Послании перед нами поставлена задача коренного реформирования системы ТиПО, полного обновления содержания обучения.
Для этого будут приняты меры, обеспечивающие тесное взаимодействие с работодателями.
На высшем уровне будет создан Национальный совет по подготовке профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциаций и работодателей.
Будут сформированы Национальная квалификационная система, гибкие образовательные программы с учетом требований рынка труда.
Важные функции в сертификации выпускников будут выполняться отраслевыми ассоциациями работодателей.
На базе создаваемых 4-х межрегиональных профессиональных центров будем отрабатывать механизмы корпоративного управления, взаимодействия с работодателями, государственно-частного партнерства.
В сфере высшего образования в Послании и Государственной программе сформулированы не менее серьезные задачи.
Во-первых, реальная интеграция с наукой и инновационным процессом
Для этого в новом Законе Республики Казахстан «О науке» вводится новое для нас понятие «исследовательский университет».
Ориентиром здесь будет новая модель высшего учебного заведения, которая сегодня формируется на базе Назарбаев университета.
Заложенные в ней цели и подходы к подготовке кадров, академической мобильности, развитию науки и освоению результатов вы знаете.
Она станет образцом и для других вузов страны.
Основной базой подготовки абитуриентов для лучших университетов станут 20 Назарбаев интеллектуальных школ.
Главой государства дано поручение Правительству выработать механизм перехода вузов к инновационной деятельности.
Во-вторых, в соответствии с такими изменениями предстоит выработать и реализовать новую классификацию вузов.
Будет 6 градаций: - национальные исследовательские университеты
- национальные высшие учебные заведения
- исследовательские университеты
- университеты
- академии
А некоторые вузы могут быть преобразованы в колледжи. Возможно, будет дифференцирован и размер грантов.
На этой основе будут повышены требования к вузам, их аттестации и
аккредитации, а в дальнейшем - представлении автономии (это впервые в
нашей истории).
В Послании Глава государства поставил задачу ориентироваться на опыт развитых стран - когда на 1 млн. населения приходится от 1 до 6 вузов.
У нас такой показатель пока в 1,5 раза больше.
В-третьих, в Послании Президента страны подтвержден окончательный переход от подготовки кандидатов и докторов наук к принятой в развитых странах подготовке докторов философии - РhD.
Он был заложен и поэтапно реализован в Госпрограмме развития образования на 2005-2010 годы.
Такой переход отвечает потребностям страны, курсу на интеграцию науки
и образования, интеграцию в мировое научно-образовательное
пространство.
В числе базовых показателей, которые мы с вами должны обеспечить к 2020 году, в Послании отмечены следующие:
Доля ВУЗов, прошедших независимую национальную аккредитацию по международным стандартам, составит 30%.
До 5 % увеличится доля вузов, осуществляющих инновационную
деятельность и внедряющих результаты научных исследований в
производство.
Не менее 2-х высших учебных заведений будут отмечены вейтинге лучших мировых университетов.
Особо остановлюсь на задачах, поставленных Главой государства в сфере развития языков.
К 2017 году число казахстанцев, овладевших государственнным
языком, должно стать не ниже 80%, а к 2010 году – не менее 95%.
На эту задачу должны ориентироваться все уровни подготовки кадров.
Но особо отвественна она для средней школы.
Здесь Президент страны поставил требование, чтобы к 2020 году 100% выпускников школ владели государственным языком.
Это основная база решения задачи в целом.
Будут развиваться руский язык и языки других казахстанских этносов.
А по овладению английским языком доля населения к 2020 году должна составлять не менее 20%.
Все эти меры направлены на то, чтобы обеспечить главную задачу,
поставленную перед нами Главой государства: «Качественное образование
должно стать основой индустриализации и инновационного развития
Казахстана».
В Послании представлены также масштабные задачи в сфере сельского
хозяйства, здравоохранения, занятости, модернизации жилья, обеспечения
качественной питьевой водой, повышения доходов населения и т.д. - вы с
ними знакомы.
Все они ориентированы на впечатляющее развитие социальной сферы, качества жизни казахстанцев.
Это будет настоящий прорыв в третье десятилетие 21-го века.
И он начинается в Год 20-летия Независимости Республики Казахстан.
Это очень важное событие.
Создана Государственная комиссия, утверждён Общенациональный план мероприятий.
Как сказал Нурсултан Абишевич: «Это общенародное дело».
И мы с вами, учителями и воспитателями, учеными и преподавателями, всеми нашими учениками должны объединить усилия.
Чтобы под девизом «20 ЛЕТ МИРА И СОЗИДАНИЯ» этот юбилей продемонстрировал поистине историческую
ценность обретения Казахстаном собственного пути и огромную роль Лидера
Нации Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Уважаемые коллеги!
Вопросы, затронутые в Послании Президента и Государственной программе, охватывают практически все стороны нашей с Вами жизни.
Если по ним и по выступлению есть вопросы, готов на них ответить.
Спасибо за внимание. Информация с сайта: http://www.edu.gov.kz/ru/ |