Педагогика
сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в.,
представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на
принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов:
Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н.
Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели
большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали
оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения
педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф.
Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.
Основные
положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и
ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится
как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея
крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в
отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у
Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и
коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор
(использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях
наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса
(постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по
сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная
деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся,
личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с
родителями.
Ряд
положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и
воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику. Педагогика
сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов,
инициировала деятельность авторских школ.