Тема:
« Если рядом ВИЧ-инфицированный…»
Цель: Сформировать
этические нормы отношения учащихся к ВИЧ-инфицированным людям и больным СПИДом.
Задачи: 1.
Познакомить учащихся с примерами негативного отношения общества, окружающих
людей к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.
2 Смоделировать
ситуацию общения, взаимодействия учащегося с ВИЧ-инфицированным.
Ход урока:
1. Проблема
негативного отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.
В Казахстане первый случай регистрации ВИЧ
-положительного человека был отмечен 23года назад. Официально в 1987 году было
зарегистрировано 4 человека со статусом ВИЧ (Вирус иммунодефицита человека).
На июнь 2009 года в нашей стране официально
зарегистрировано 12265 человек носителей ВИЧ инфекции, среди которых больны
СПИДом 713 человек.
Конечно, неофициальное количество в разы превышает
официальную статистику. Лидерами по количеству ВИЧ инфицированных среди
регионов Республики Казахстан по прежнему является Карагандинская область и г.Темиртау
(более 65% от всех зараженных), на втором месте находится Южно-Казахстанская
область(более 11%) и на третьем Павлодарская(более 10%). Следом идет город
Алматы. В остальных регионах и городе Астана ситуация более или менее
стабильна.
Среди стран СНГ, Казахстан находится на 4-ом месте
после Украины, России и Белоруссии.
Однако наше общество еще не готово к тому, что
зараженные ВИЧ живут среди нас. Трудно воспринимается, что они не опасны в обычных
жизненных условиях. Общество, к сожалению, не всегда проявляет к ним
милосердие.
Если население плохо
информировано о путях передачи ВИЧ, то в ВИЧ-ифицированных и больных СПИДом
будут видеть опасный источник заражения. Такой, человек, а также члены его
семьи могут быть искусственно изолированы от общества: к ним домой будут
стараться не приходить, о них могут распространяться самые нелепые слухи,
вплоть до обвинения больного и его семьи в создании угрозы для окружающих.
Могут появиться призывы о принудительной изоляции больного СПИДом. Вместе с тем
люди, хорошо информированные о ВИЧ/СПИДе, быстро и охотно откликаются на
просьбы об оказании помощи и поддержки больным СПИДом и их семьям. Такие люди
задумываются о своем поведении, видя, к чему приводит заражение ВИЧ.
2. Ситуации отношения
к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.
Вот характерный
пример отношения к ВИЧ-инфицированной пациентке:
«В одной из больниц
при проведении многих операций была заражена вирусов иммунодефицита человека
восьмилетняя девочка. Это выяснилось только при нахождении ее в Москве. Когда
лечение было закончено, врачи позвонили в детский дом, где она воспитывалась, с
просьбой забрать ее из больницы. Однако, узнав о том, что девочка
ВИЧ-инфицированная, руководство отказалось принять ее обратно. С большим трудом
врачам удалось найти интернат, где она могла бы продолжать учебу.
Девочка уезжала из
больницы счастливая: устала от врачей, хотелось к друзьям в школу. Уезжая, она
раздарила все свои игрушки.
Однако в интернате
девочке учиться не пришлось. ЕЕ поместили в бокс больницы, куда за несколько
месяцев не вошел ни один человек. Еду девочке подавали через маленькое окошко,
и она видела только руки, подающие пищу. В боксе, как звереныш в клетке, она
прожила до тех пор, пока московская больница не вызвала ее на очередной осмотр.
В Москву вместо
веселого, доброго ребенка привезли одичавшее существо, на восстановление
психики которого потребовалось долгое время…»
У нас в республике
ВИЧ-инфицированного ребенка не принимали в школу. До этого он был лишен
возможности посещать детский сад.
Есть и другие
примеры, которые показывают, что зараженные ВИЧ взрослые люди были вынуждены
уволиться с работы, уехать из родного города ввиду враждебного к ним отношения.
Почему люди так
поступали к ВИЧ-инфицированным?
Как, на ваш взгляд,
надо относиться к таким людям?
3. Игровой тренинг:
«Лабиринт».
Цель: Формирования у
молодежи гуманного отношения к ВИЧ-инфицированным.
В процессе игры
учащиеся могут прочувствовать ситуацию ВИЧ-инфицированного, отношение к нему –
как с пониманием, так и с пренебрежением. Естественно, что после игры
организатор профилактической работы должен провести беседу либо анализ
сложившихся подходов к общению с людьми, которые по тем или иным
обстоятельствам стали жертвами СПИДа.
На земле чертится не замысловатый
"лабиринт"(Коридорчик с несколькими поворотами).
Из группы выбирается "Жертва" (Желательно
чтоб это был ребенок с крепкими нервами и выдержкой), ему завязывают глаза и
становят у входа в лабиринт.
Все остальные становятся вокруг лабиринта. Их задача
провести "Жертву" по лабиринту давая ему подробные указания как и
куда поставить ногу, в какую сторону повернуться и т.д. Все вроде бы просто...
Но есть несколько условий:
1. Каждый участник может сказать только одно слово за
"круг"
(Например: Влево,
Вправо, Стой и тд.;
Чуть- чуть, На право
и тд считаются уже 2 словами).
2.Говорить нужно строго по цепочке.
3. Если "жертва " заступает за линию - то ее
возвращают к началу лабиринта.
4. Если кто то из круга не выдерживает - говорит сразу
несколько слов или без очереди, то "Жертва" также возвращается на
старт.
Желательно запастись терпением, не жалеть ни "жертву", не замечая
заступов, ни круг, давая поблажки в виде игнорирования выкриков, и тд.
После тренинга желательно провести рефлексию .
Спросить у "жертвы " что она чуствовала, легко ли было выполнять
указания. а у круга спросить легко ли было "чуствовать" ребят из
круга и т.д.
После окончания игры
необходимо дать возможность высказать свои ощущения.
4. Подведение итогов.
ВИЧ-инфицированный
человек в повседневной жизни никому не угрожает. С ним можно жить в одной
комнате, есть из одной посуды, сидеть за одной партой. Нельзя заразиться при
рукопожатии, дружеских объятиях и поцелуях, в транспорте, от укусов насекомых,
животных.
Больные СПИДом
нуждаются в помощи и поддержке. Необходимо усвоить, что это, прежде всего –
люди. Как и у всех других, у них есть чувства, потребности, надежды. Чтобы
помочь такому человеку, нужно остаться его другом.
1 декабря – Всемирный
день профилактики СПИДа.
В этот день во всем
мире проводится много мероприятий, чтобы обратить людей на эту проблему.
Каждый, из вас, тоже может принять участие: нарисовать рисунок, поделиться с
друзьями своими знаниями об этой болезни.
|